Главная » 2012 » Октябрь » 15 » Проблема отношения российских школьников к изучению отечественной истории (доклад на Евразийский научный форум 2012 года, 21-22 ноября 2012)
19:35
Проблема отношения российских школьников к изучению отечественной истории (доклад на Евразийский научный форум 2012 года, 21-22 ноября 2012)
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

С.А. Геращенко 
ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 
г. Саратов,
Россия 
 Аннотация: В статье рассматривается проблема отношения учащихся средних школ к изучению истории России. В ходе изложения сути проблемы выявляются определенные характеристики, на основе которых построено данное отношение. Рассмотрены психологические механизмы влияния внутренних и внешних факторов на процесс изучения истории. В завершении сделаны выводы о состоянии основного вопроса статьи на сегодняшний день. 
Ключевые слова: история России, познавательный интерес, качество преподавания, уровень знаний, процесс изучения, мировоззрение, рекомендации преподавания. 
Summary: The article discusses problem of the relationship of students in secondary schools in the study of Russian history. In the course of the essence of the problem identified certain characteristics that build upon this relationship. The text considered the psychological mechanisms of the influence of internal and external factors on the study of history. Finally conclusions are drawn about the state of the basic question of articles to date. 
Key words: Russian history, cognitive interest, the quality of teaching, level of knowledge, the process of learning, comprehensive world view, teaching recommendations. 

 В условиях современных модернизационных процессов в образовании и перестраивания системы российской школы под европейские стандарты нового поколения, особо актуальным направлением для исследования стало изучение отношения школьников к тем или иным преподаваемым дисциплинам. 
 Как показывает практика, со снижением потребности государства в специалистах гуманитарного профиля, с каждым годом постепенно возрастает количество выпускников, выбирающих в качестве экзамена, сдаваемого по выбору, историю России. По мнению самих школьников, это связано с простотой данного предмета, четкостью и точностью основных фактов, практическим отсутствием в контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена заданий на выявление причинно-следственных связей и др. 
 В январе 2012 года текущий год объявлен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Годом истории в России. Решение было принято «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Страна отмечает юбилеи двух значимых для России событий. Первая символичная дата – 1150-летие зарождения российской государственности, вторая – 200-летие Бородинской битвы и, в целом, победы в Отечественной войне с Наполеоном Бонапартом. 
В Год истории, проблемы изучения истории проявились еще явственнее, показав свою остроту. Во многом страдает качество самого исторического знания, чего, безусловно, необходимо избежать. 
Проблема отношения к изучению отечественной истории не нова для современности. Исследователь В.М. Межевский еще в 1956 году описал психологические пути воздействия на мотивацию изучения истории школьниками через развитие познавательного интереса, что способствует повышению успеваемости по предмету, глубокому овладению основными знаниями [4, с. 2]. 
 Современные учителя-историки и авторы учебных пособий Л.А. Кацва и Е.В. Саплина рассматривают соотношение образовательных и развивающих задач исторического образования, важность воспитательной роли предмета истории в курсе средней школы. Ими подчеркивается недопустимость противопоставления задач формирования знаний и умений, а также чрезмерного увлечения теоретическими проблемами в школьном образовании. Они предлагают вернуться к линейной системе, позволяющей формировать более глубокие и прочные знания [3, с. 148 – 163; 6, с. 173 – 185]. 
 Саратовский историк Е.С. Дорофеева поднимает целый ряд проблем, связанных с преподаванием отечественной истории в ВУЗе: новое прочтение контекста российской истории, резкое сокращение часов на изучение данного курса, процесс интеграции в европейскую систему образования, формирование функции защиты истории и др. [2, с. 106 – 108]. Многие из этих проблем характерны и для школьного образовательного процесса. Важно понимать, что история – не просто учебная дисциплина или наука, а мировоззрение, стиль жизни на будущее. Исходя из этого, были описаны характерные черты и особенности отношения учащихся 10 – 11 классов к изучению истории России. 
В процессе исследования среди школьников Саратовской области были опрошены учащиеся трех образовательных учреждений среднего звена. Исследование проводилось среди школьников 10 и 11 классов. В него не были включены учащиеся 5 – 9 классов, так как они, в большинстве своем, еще не полностью изучили весь объем школьной программы по истории России, рассчитанный до 9 класса (XX – XXI века), а значит, не смогут объективно оценить свое отношение к этому предмету и поэтому их мнение не представляют интереса для рассмотрения заявленной проблемы. 
При проведении исследования не учитывались такие показатели как пол, возраст, материальное положение, тип образовательного учреждения (государственное или частное), профиль класса и прочие факторы, так как они не являются основополагающими в соответствии с гипотезами исследования. 
Все опрошенные изучают в школе отечественную историю. На вопрос, касающийся изучения истории не было дано ни одного (!) предусмотренного в анкете ответа «затрудняюсь ответить». Таким образом, все респонденты развиваются и социализируются не только как личности, но и как граждане своего государства. 
Большинство учащихся школ обладают достаточно хорошим уровнем знания российской истории. Однако, при этом подтвердилось некоторое расхождение в собственной оценке своих знаний учащимися и оценке, данной объективным образом (через тестирование). 
 При ответе на вопрос, касающийся оценки собственных знаний по истории России (по 5-ти балльной шкале) более половины учащихся дали ответ о том, что знают историю «на 4» и «на 5». В целом, 94% опрошенных оценивают свои знания как удовлетворительные. Это неудивительно, так как опрашиваемая нами социальная категория – школьники (среди которых преимущественно выпускники) – выбирают историю России как экзамен по выбору при сдаче Единого госэкзамена и далее используют его при поступлении в вуз. Наплыв абитуриентов на гуманитарные специальности, который показал себя за последние 5 – 6 лет, является подтверждением этой информации. Проведенный в ходе исследования тест показал качество знаний учащихся на 61% (перешагнувших 5-ти балльный барьер). Это является весьма хорошим показателем, т.к. история является одной из самых сложных дисциплин в школе и на экзамене. 
 Расхождение в субъективной и объективной оценках можно объяснить тем, что не всякий школьник может выразить свои знания в ограниченном по вариантам ответа и маленьким по содержанию вопросе. Хорошие знания школьников были подтверждены в ходе групповой дискуссии, посвященной бифуркационным точкам российской истории. 
Характерные черты отношения школьников к изучению истории базируются на основе позитивного отношения к ней как к дисциплине, системе знаний, получаемых на уроках и уважительном отношении к преподавателям. Выявлено, что большая часть респондентов положительно относится к изучению истории в школе, а преподаватель остается тем самым «рулевым» в процессе обучения, каким его изначально определила педагогическая наука. Позитивное отношение учащихся выстроено на основе различных характеристик, таких как обычный интерес к истории, качество ее преподавания, взаимоотношения с преподавателем и другие. Интерес среди них занимает самую большую «нишу» – 52,4% опрошенных высказались в его пользу. Показатели заинтересованностью российской историей также радуют: около 95% опрошенных интересуются ей в различной степени. Основная часть – 56,1% - интересуется время от времени, т.е. превалирует то мнение, в соответствии с которым интерес к истории не постоянен, проявляется время от времени, в отличие от тех, кто интересуется активно. Можно сделать вывод о том, что интерес основной части учащихся вызван к отдельным бурным политическим фрагментам и потрясениям новейшей и повседневной истории России. 
На втором месте среди характеристик отношения к истории – высоко оцененное ранее качество ее преподавания и на третьем – варианты, предложенные самими школьниками: обязанность знать историю своей страны, удачная сдача ЕГЭ, понимание своего поведения через знание истории предков и др. 
Основой формирования этих черт являются познавательная деятельность, интерес, процесс усвоения знаний, качество преподавания предмета, взаимоотношения учителя и ученика и др. Интерес как психологическая категория прошла прошел практически через все вопросы анкеты, подтвердив информацию о том, что отношение к истории зачастую складывается под его непосредственным воздействием. Несомненно, что и качество преподавания предмета также является весьма важным фактором в процессе формирования этого отношения. 
Большая часть респондентов (около 98%) положительно оценивают качество преподавания истории в школе. Всего двое из опрошенных довольно резко высказались по этому вопросу, оценив качество преподавания на 2 и 3 балла соответственно, что можно связать либо с взаимоотношениями с преподавателем, либо собственным невежеством учащихся. 
Высокая оценка труда преподавателя основывается на взаимном контакте, уважительном к нему отношении учащихся. Это подтверждено и их положительным отношением к изучению истории на школьных уроках. 
Особенности отношения к изучению родной истории основываются на системе определенных внутренних и внешних факторов. Именно отталкиваясь от них, выделены такие особенности, как позитивное отношение к истории, зависящее от качества преподавания; необходимость сегодняшнего дня состоит в повышении интереса школьников к истории; преподаватель является центральной фигурой в складывающемся сознании ученика. Эти особенности выступают как общий лейтмотив в формировании отношения к истории. 
Одним из вопросов анкеты являлось мнение о том, чем школьники считают современную российскую историю. Большинство респондентов считает ее одним из самых значительных фрагментов мировой истории (67% опрошенных). Специально в список вариантов ответа было занесено несколько философское определение профессора Е.С. Дорофеевой о том, что история – мировоззрение и стиль жизни. Это мнение поддержали 6% учащихся. К ним присоединился и респондент, посчитавший историю «подарком предков». Всего около 24% считают историю отраслью исторической науки, областью знаний, гуманитарной наукой. Отсюда можно сделать вывод о том, что учащиеся с трепетом относятся к истории родной страны, тем самым повышая ее не только ее роль для российских граждан, но и авторитет на международной арене. Историю нашего государства можно считать своеобразной национальной идеей, поскольку российский народ дорожит тем богатым прошлым, которое она нам подарила. 
Исследование помогло не только наиболее глубоко осознать те процессы, которые происходят внутри школьной среды, и, в частности, при изучении истории, но и их отличие тот тех мнений о слабости исторической дисциплины, все чаще озвучиваемые в последние годы. Все это необходимо учитывать при решении проблем социально-гуманитарного характера для дальнейшего благоприятного развития нашего государства. 
В результате, можно сделать вывод о том, что история России – весьма важная и интересная для школьников дисциплина. Именно это является индикатором их отношения к российским политическим процессам в будущем, это укрепит основы гражданского общества. 
Необходимо прислушаться к рекомендациям, которые даны респондентами в ходе исследования. Это и повышение интереса учащихся к предмету через изложение учителя, и проведение экскурсий, посещение памятных исторических мест, и повышение качества работы преподавателя, и игровые, внешкольные занятия, и, что немало важно, особый акцент на изучении тех событий истории, которым мы являемся современниками. Выполняя эти рекомендации, преподаватели, авторы учебных пособий, да и государство в целом, получат высоко духовную, нравственную, воспитанную на принципах патриотизма и гражданственности личность, способную реформировать современность через знания российского прошлого. 

Литература 
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 01.07.2011) «Об образовании» // Российская газета. 2011. №134. 
2. Дорофеева Е.С. Совершенствование содержания и технологии преподавания отечественной истории // Гуманитарная составляющая в системе юридического образования: актуальные проблемы: сборник научных трудов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 26 – 27 июня 2008 г.) / [редколл.: В.С. Слобожникова (отв. ред.) и др.]. Саратов, 2009. 
3. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы // Вопросы образования. 2005. №2. 
4. Межевский В.М. Пути повышения интереса к истории и влияние на качество знаний у школьников: Автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 1956. 
5. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов / М.К, Горшков, Ф.Э. Шереги. М., 2003. 
6. Саплина Е.В. Проблемы исторического образования // Вопросы образования. 2005. №2.
Просмотров: 2931 | Добавил: school3 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: